Русский быт
Творческая группа: Дуплева Галина Анатольевна, воспитатель; Паршина Светлана Анатольевна, воспитатель; Новикова Светлана Ефимовна, воспитатель; Абдурахманова Оксана Александровна, воспитатель; Аликулиева Светлана Шабановна, воспитатель.

Рубель использовали для стирки и последующей "глажки" белья после неё. Для рубеля использовали древесину из дуба, рябины, клёна, береза. Рубель использовали как музыкальный инструмент.

Вальки делали из липы или березы. Применяли для выколачивания белья при стирке, чтобы оно лучше отстирывалось. Валёк также использовали для обмолота льна и беления холстов.

На протяжении многих столетий горшок был главным кухонным сосудом на Руси. Форма горшка не менялась во все времена его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской печи. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, избах крестьян.

Использовали по-разному, как любую ёмкость: для сбора урожая яблок, капусты и т. д., для заготовки солений, для стирки, купания, в них месили хлеб и из них кормили скот и птицу. В перевёрнутом виде использовали как большую крышку. А зимой дети катались в них с горок, как в санках.

В 17 веке в России появились угольные утюги. Такой утюг нагревался берёзовыми углями. Угольный утюг применялся для разглаживания хлопчато-бумажных и льняных тканей, так как эти ткани выдерживают высокие температуры.

Чугунные утюги появились в 18 веке в России. Чугунный утюг разогревался очень долго: не менее 30 минут, а горячим его невозможно было брать без прихватки. Весил такой инструмент около 10 килограммов, поэтому его использовали в основном для грубой ткани.

Прялка – орудие для ручного прядения. Такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе. Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене.

В крестьянской среде самопрялка появилась на Руси в конце XVII века. В сравнении с ручной прялкой самопрялка все три основных действия: скручивание, вытягивание и наматывание нити — позволила делать одновременно. В день можно было спрясть 400 грамм шерсти.

В крестьянском быту чугунок появился в начале 20 века. Чугунок – это горшок из чугуна, округлой формы для тушения и варки пищи в русской печи. Использовалась часто в деревнях как основная посуда для печи. Особенностью чугуна является его форма: зауженный к низу и расширяющийся к верхней его части и снова сужающийся к горлу. Объём чугунка разный: от 1,5 до 9 литров.

Ухват – длинная палка с металлической вилкой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки, чугуны. Хозяйка могла ставить в огонь и доставать из глубины печи чугуны со щами, кашей, водой. Обычно ухватов в доме было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горшков, и с ручками разной длины.

В народе говорили: «Кочерга в печи хозяйка». В старину печная кочерга была одним из символов домашнего очага. Пока топится печь, кочерга – хозяйка трудится неустанно. Как только разогрелись в печи дрова и горящие поленья нужно отодвинуть вглубь печи, кочерга тут как тут. Выпало из огня поленце и чадит, на помощь ему приходит всё та же кочерга.

Красный угол занимал почётное место в избе. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились богословские книги, горела лампада. Красный угол всегда держали в чистоте. Важный гость, входивший в избу, у порога первым делам находил красный угол, снимал шапку и трижды осенял себя красным знамением, и низко кланялся образам, а потом уже только здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни, здесь за обеденным столом, сидел глава семьи.

«Дорогой», «родной», «семейный очаг» - так на Руси величали самовары. По вечерам у самовара собиралась вся семья. Вода в самоваре долго оставалась горячей, за чаем сидели по несколько часов, вели неторопливые разговоры. Наличие самовара в крестьянской семье говорило о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ. Выпускались самовары ручным способом из меди, латуни, иногда из серебра.

В глубокой древности у кукол было другое предназначение. Она была защитой от болезней, нечисти, злых духов, для защиты дома, а так же для привлечения домового и его задабривания. Кукла оберегала человека. Её так и называли кукла - оберег или берегиня.

Лапти – низкая обувь, распространённая на Руси в старину и была в употреблении в сельской местности в России до 1930 годов. Лапти плели из древесного лыка (липовые, вязовые) или бересты. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка.

В старину на Руси коромысла были разной формы. Коромысла выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Коромысло удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Его изготавливали из липы, осины, ивы.

Ведро – деревянная емкость для переноса воды. Изготавливалось из еловых, сосновых, осиновых дощечек – клепок. Обручи, стягивавшие остов ведра в верхней и нижней части, мастерили из ивы, черемухи, сирени, ветви которых были гибкими и крепкими. Из них же делалась и дужка, вставлявшаяся в «ушки» – продолжение клепок. Стандартная емкость русского ведра – около 12 литров.

Деревянный ковш - черпак выдалбливали из цельного куска дерева. С древности и до XIX века такими ковшами разливали брагу, квас, мед. Их использовали для подачи еды на праздничный стол. По размерам они бывают: большими, средними и маленькими.

На Руси деревянные ложки изготавливались вручную. Для изготовления ложек древесину липы, яблони, рябины и других деревьев. В быту чаще всего встречались «белые», неокрашенные ложки. Деревянные ложки были не только незаменимым кухонным предметом, но и музыкальным инструментом. Музыканты, игравшие на ложках, использовали от двух до пяти ложек

Братина – посуда, в которой подавалсь еда к столу. Отличается от обыкновенного горшка ручками. Ручки к горшку приклеиваются так, чтобы за них удобно было браться.

Кувшин – сосуд сравнительно высокий, одутловатый с ручкой, и иногда с носиком. Кувшин, сделанный из глины, служил для хранения питьевой воды.

Короб плетёный – предмет русского быта 18 века. Короба делали из бересты – берёзовой коры золотистого цвета. Короб – емкость для хранения и перевозки мелкого домашнего скарба, одежды, книг. Изготавливался из гнутого осинового, липового луба.

Бочки в старину были самым обыкновенным вместилищем и жидкостей, и сыпучих тел, например: хлебного зерна, муки, льну, рыбы, мяса сушеного, поскони и разного мелкого товара.

Кисельница – большая миска с носиком. Кисельница – это кувшин для подачи киселя на стол. Удобный предмет и для ковша и для половника и для кружки, а также с носиком для слива остатка киселя.

Мутовка деревянная — предмет кухонной утвари для взбалтывания, интенсивного перемешивания, размешивания или взбивания вручную различных жидкостей и смесей (муки с водою или молоком и т.п.) Может иметь различную конструкцию - обычно это лопаточка, палочка с кружком или спиралью на конце или с рожками или крестовиной на конце.

Плошка – это посуда, сделанная чаще всего из глины или дерева, для приготовления и употребления пищи, представляет собой низкий плоский сосуд, круглой или продолговатой формы, с расширяющимися кверху бортами, иногда украшенный росписью или резьбой.

ТУЕС (УРАК) – короб цилиндрической формы с крышкой и ручкой-дужкой, изготовленный из бересты или луба. Туеса бывают: круглые, квадратные, треугольные, овальные. В туесах хорошо сохранялась и защищалась от влаги соль. В других держали молоко, масло, сметану, творог. В них наливали мед, подсолнечное, конопляное и льняное масло; воду и квас. В них продукты долго сохранялись свежие. С берестяными туесами ходили за ягодами в лес.

Рушник –это полотенце, изготавливавшееся из домотканой ткани. Все старинные рушники украшались: вышивкой, лентами или кружевной вышивкой. На рушниках вышивали: орлов, петухов, коней, львов, уток и других животных и птиц, растительные орнаменты и геометрические фигуры. Рушниками было принято украшать также свадебные повозки.

Для хранения отдельной посуды служил ПОСУДНИК – деревянная полка или открытый шкафчик. Посудник мог иметь форму замкнутой рамы или быть открытым сверху, нередко его боковые стенки украшали резьбой или имели фигурные формы. Как правило, посудник находился над судной лавкой, под рукой хозяйки.

Гребень-чесало - это гребень для расчёсывания шерсти. Чтобы очистить шерсть от мусора, перед прядением её "били" специальными приспособлениями на деревянных решётках, разбирали руками или чесали гребнями. После каждого прочёсывания гребень извлекал грубые волокна, а тонкие, высокосортные – кудель – оставались

Корзинщики выплетали их на любой вкус: маленькие и большие, круглые и прямоугольные, овальные и конические, с простым и сложным плетением, с крышками и без них. Прекрасный материал для плетения - дранка из сосны, дуба, другой древесины, береста и, конечно, лоза. Без корзин в хозяйстве обойтись было трудно. В них носили белье на речку; брали в дорогу, отправляясь в дальний путь; в них собирали урожай; с ними ходили по грибы.

В русских избах половиками было принято покрывать лавки, сундуки, спальные места на печах. Со временем хозяйки их стали использовать для утепления пола и как предмет декора, в качестве прикроватных или входных ковриков. Домотканые половики стали популярны в XIX веке. В качестве материала также применяли отчёсы льна, коноплю, лыко, солому, то есть материалы, которые не могли использоваться для ткачества. Половики из грубых материалов использовались при входе в избы, из более мягких тканей применялись как покрывала.

Лоскутное шитье появилось там , где появились ткани. Каждая страна шла своим путем в лоскутном шитье. В России первые ситцы были завезены из Англии в середине 19 века. Первые промышленные ткани были дорогими, ценился каждый обрезок и остаток, ничего не выбрасывалось. Именно это время можно считать зарождением лоскутного творчества в России. К сожалению, большинство лоскутных одеял не сохранилось, потому что ткань изнашивалась в процессе использования.