8(499)550-50-97
gmc@edu.mos.ru

47 22

Сетевой образовательный краеведческий проект «Юный полярник» (7-8 класс). 1 этап. Задание № 10

Даты проведения: 19.04.2024 - 21.05.2024
Даты сбора материалов: 19.04.2024 - 21.05.2024
Конкурс для: для школьника 

Вернуться к списку мероприятий

Сетевой образовательный краеведческий проект «Юный полярник»

Первый этап. 7-8 класс. Задание № 10

Тема «К 90-ЛЕТИЮ ЧЕЛЮСКИНСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ»

Арктика... Крайний Север... Северный полюс... Всё это ассоциируется с чем-то невероятно холодным, снежным и очень далёким. Но неужели для того, чтобы попасть на Север, нужно снаряжать экспедицию, как это делали известные отечественные и иностранные путешественники и исследователи, и отправляться в неизведанные земли, рискуя жизнью? Оказывается, Арктика гораздо ближе, чем можно представить. Достаточно открыть карту Москвы, чтобы почувствовать дыхание Севера, так как существуют целые районы, в которых улицы названы в честь исследователей-полярников или вовсе имеют «полярные» названия.

Предлагаем отправиться в Арктику уже сейчас!

 

Вам необходимо выполнить задание, которое состоит из двух частей: практической и творческой.

Установленный срок выполнения данного задания: с 19.04.2024 по 03.05.2024.

Участники, приславшие выполненное задание после 03.05.2024, не могут претендовать на максимальный балл.

К выполнению задания можно присоединиться после регистрации на участие в проекте в любое время    до  21 мая 2024 года.

Смотреть лекцию

Смотреть презентацию

 

Задание:

Практическая часть

90 лет назад завершилась самая известная и крупная спасательная операция в истории освоения Арктики. Советские летчики-полярники, действуя в сложнейших условиях, эвакуировали со льда Чукотского моря участников арктической экспедиции на пароходе «Челюскин» в количестве 104 человека, не потеряв ни одной жизни.

Несовершенство навигационных приборов не позволяло точно определить местоположение затонувшего парохода. Экипаж самолета АНТ-4 под командованием Анатолия Ляпидевского двадцать девять раз пытался пробиться сквозь пургу и туманы в 40-градусный мороз в поисках лагеря челюскинцев. В конце концов на тридцатый полет лагерь был обнаружен.

Для посадки и взлета самолетов участники экспедиции ежедневно вручную расчищали ледовые полосы – убирали куски льда и выравнивали посадочные площадки. Когда льды сминали очередной участок, челюскинцы начинали расчищать следующий. Всего было расчищено четыре взлетно-посадочные полосы.

В спасении челюскинцев было задействовано три группы самолетов. Всего было совершено 24 рейса. За один рейс вывозили до шести человек, увеличивая пассажировместимость некоторых самолетов – людей сажали даже в подкрыльевые парашютные ящики.

13 апреля 1934 года  спасательная операция была успешно завершена.

Случай с «Челюскиным» показал, что полярная авиация играет важнейшую роль в обеспечении жизни и работы людей в Арктических условиях.

В чем же заключается сложность организации и выполнения полетов в условиях высоких широт? Об этом вы узнаете, выполнив предлагаемые задания.

Сохраните файл с выполненным заданием. Требования к файлу: формат doc/docx, объем не более 4 Мб.

Файл загрузите во вкладке «Выполнение».

Требования к практической части задания:

  1. Используя информационные источники, опишите проблемы, которые усложняют эксплуатацию воздушных судов в Арктических условиях.
  2. Изучите современные летательные аппараты различных типов, предназначенные для работы в полярных условиях, как уже использующиеся, так и проектируемые в Российских конструкторских бюро. Расскажите о  наиболее перспективных Российских разработках (не более 5 летательных аппаратов).

 Технические требования:

  1. Для описания каждой проблемы используйте отдельный абзац.
  2. Для описания каждого летательного аппарата используйте отдельный абзац.
  3. Общий объем текста не должен превышать 5000 знаков, включая знаки препинания и пробелы. Допускаются только общепринятые сокращения (например, км, кг).

 

Творческая часть

Экспедиция ледокольного парохода «Челюскин» стала частью освоения Северного морского пути: она была крайне важна для Советского Союза. Однако ожидаемый триумф едва не обернулся настоящей трагедией. Из-за аварии моряки пробыли восемь месяцев в ледовом плену, из них два – на дрейфующей льдине. За трагичной и эпичной историей спасения героев Арктики следил, без преувеличения, весь мир.

13 апреля 1934 г. была завершена операция по спасению челюскинцев в Арктике. Советские лётчики совершили невозможное. Они на легких самолетах добрались до лагеря попавшей в беду научной экспедиции под руководством О. Шмидта и, совершив 24 рейса, спасли людей. Вся страна следила за этой героической эпопеей и радовалась спасению полярников. Подвиг челюскинцев стал событием, которое сплотило народ.

В каждом населенном пункте СССР челюскинцев и их спасателей встречали как героев, с размахом. От Владивостока до Москвы участникам спасательной операции предстояло проехать на поезде.

Дальневосточные железнодорожники следили за спасением экспедиции вместе со всей страной. Каждый из трудовых коллективов дальневосточной дороги внес свою лепту в чествование героев.

19 июня 1934 года челюскинцы прибыли в Москву, где были устроены многотысячная встреча и народные гуляния.

Прославление героических исследователей Арктики приобрело самые разнообразные формы: монументальное искусство, стихи и книги, театральные постановки, кинематограф, наименование улиц городов и сел, создание памятников, появились новые имена, прославляюшие подвиг отважных путешественников.

Героика свершений российских полярников 1930-х гг. была широко отражена в искусстве плаката, быстро и доходчиво разъяснявшего гражданам основной смысл происходившего – подвиги покорителей Арктики совершаются во имя счастливого будущего советских людей.

Плакат – это графическое изображение в несколько цветов.

Основные черты плаката: чёткость и лаконизм формы, интенсивность цвета, призывный короткий текст, связанный с изображением.

Чёрная и белая краска служат изображению света и тени, причём без перехода в полутени, без рефлексов и живописности.

Объекты очень часто изображаются плоскостно, в одну силу тона, при этом большую роль играют контрасты, а также линия и контур.

Цвет в плакате имеет принципиальное значение, огромная роль принадлежит символике цвета, которая основывается на его способности вызвать определённые эмоции.

Плакат художественно неразделим от текстового сообщения. В цветовое равновесие плакатной композиции включается его размер, расположение и рисунок шрифта. Содержание надписи должно дополнять и усиливать смысловое наполнение изображений плаката.

В наше время, когда празднуется 90-летний юбилей завершения челюскинской эпопеи, предлагаем участникам конкурса «Юный полярник» создать памятный просветительский плакат в честь этого события.

Сохраните файл с выполненным заданием. Требования к файлам: формат jpg/jpeg, pdf, png объем не более 4 Мб.

Файлы загрузите во вкладке «Выполнение».

Творческое задание по теме:

Создайте плакат формата А3, посвящённый любому эпизоду экспедиции Челюскина, в технике цветной графики, используя художественные материалы по собственному выбору (гуашь, акварель, акрил, масло, маркеры, цветную тушь и т.д.).

Требования к содержанию конкурсной работы:

  • соответствие работы заявленной теме;
  • информативность контента;
  • достоверность изображения;
  • содержательность и концептуальность подписи.

Требования к художественной составляющей творческой работы:

  • оригинальность художественного замысла и композиционного решения, включая подпись;
  • мастерство исполнения;
  • рациональность и лаконичность использования художественных материалов;
  • художественная выразительность цветового решения при ограниченном наборе цветов, используемых лаконично, пятном, без сложных оттенков.

Технические требования к выполнению работы:

  • нужно представить не более пяти фотографий (общий план и несколько увеличенных фрагментов);
  • фотографии должны быть чёткими, неискажающими цвет;
  • на фото общего плана должна присутствовать линейка или рулетка, показывающая реальные размеры работы.

 

Контактная информация: 

Организационно-методическая поддержка: тел. +7 (495) 318-00-03, электронная почта: mgsun@edu.mos.ru.

Техническая поддержка: +7 (499) 550-50-97 с 09:00 до 18:00 по рабочим дням по вопросам регистрации в системе и загрузки работы.